Регистрация
Наши партнеры

Сага о яблоке

Сегодня мы попробуем приподнять завесу тайны над одним из самых загадочных и живучих мифов — мифом о волшебной яблочной компании. Данную компанию можно назвать инновационной во всех

«Think different»

«Думай не так как все»,

 Стив Джобс , основатель Apple

 

 

Сегодня мы попробуем приподнять завесу тайны над одним из самых загадочных и живучих мифов — мифом о волшебной яблочной компании. Данную компанию можно назвать инновационной во всех смыслах. Действительно, как могло случиться так, что «некая фруктовая компания», по меткому выражению Форреста Гампа, послужила основателем столь сильного культа «думающих иначе», создать целый слой людей почитающих марку Apple, для которых выход каждой из новинок целое событие в их жизни. Ради какого еще бренда люди готовы часами стоять в «колбасных» очередях.

ochered

Очередь из желающих купить только что вышедший iphone 4 в Париже, в других столицах мира сложилась аналогичная ситуация.

 

Поклонников Apple отличает особый фанатизм, который может сравниться разве что с желанием обладать элитной маркой автомобиля. Откуда такое сравнение? Apple - это статус. Никто не утверждает, что Porsche или Mercedes s-класса -  самые быстрые или безопасные автомобили, но никто не поспорит с тем, что это определенный статус. 

 

Итак, что такое Apple?

 

ochered

Вообще и в принципе — американская компания, изначально фирма носила название - AppleComputer, и была основана 1 апреля 1976 года Стивом Джобсом, Роном Вейном (бывшими сотрудниками Atari) и Стивом Возняком (Hewlett-Packard). Спустя 30 лет, в январе 2007 года, название сократили и слово «Computer» из него исчезло. Данная компания -  один из пионеров компьютерного рынка. Главный офис находится в городе Купертино, штат Калифорния. Собственных производственных мощностей у Apple немного — основная часть продукции выпускается на крупных заводах других компаний, где размещается в виде ODM-заказов.


Феномен Apple

В отличии от других гигантов мира IT, будь то Microsoft или Dell, руководству Apple удалось создать особый образ, марку для своей продукции. Потребитель «яблока» явно отличается, особую роль при выборе данной марки играют эмоции! Не многие компании могут похвастаться этим. Причины тут, на наш взгляд две, во-первых компания всегда умела удивлять своих потребителей, авторство многих технических новинок принадлежит именно Apple, к тому же компанию отличает уникальная маркетинговая стратегия. В этом компании Apple нет равных. Так ярко, громко и эффективно не рекламируется ни один производитель компьютерной техники. Рекламные инициативы и PR-ходы из Купертино становятся легендарными и входят в учебники. На них равняются, их пытаются копировать. Тщетно — Стив Джобс, идейный вдохновитель всех самых масштабных кампаний Apple, существует в единственном числе.


В чем же уникальность стратегии?

Для примера возьмем рынок мобильных телефонов, за всю историю компания выпустила всего 4 модели, Nokia выпустила уже более 100 моделей телефонов. Стоит ли говорить, что продажи одного лишь iphone 4 в США побили продажи всех вместе взятых моделей Nokia. Выход каждой новой модели это целое событие в мире ИТ.

Такая победа – это результат грамотной политики руководства компании,

Рекламная компания развивалась следующим образом:
10 января 2007 года известие о его презентации прошло по всем каналам СМИ. iPhone очутился на первой полосе Times. iPhone мелькал во всех новостных блоках федеральных российских телеканалов. Бурю, которую поднял iPhone в сети, сложно даже описать. В итоге мобильный телефон, выход которого еще только анонсирован, за два месяца получил бесплатной рекламы на $400 млн.

Эмоции — едва ли не половина Apple как бренда. «Яблочники» берут прицел на чувства и работают на отношение. И стратегия эта выигрышна ровно настолько, насколько и опасна. Вся продукция Apple — будь то «железка» или программа — обладает сильнейшим эмоциональным зарядом. Это позволяет ей четко попадать в своего потребителя. Apple любят. Но это же вызывает отторжение у других. 

Вся стратегия компании базируется безусловно на харизматичности как самой компании, так и  ее лидера. И в этом Apple, как ни странно, очень похожа на своего «злейшего друга» — компанию Microsoft. Лидеры что той, что иной фирмы — Стив Джобс и Билл Гейтс — известны любому компьютерщику — а назовите-ка мне навскидку имена руководителей Dell, Compaq, HP?

 

jobs
 

Стив Джобс – один из основателей Apple

 

Самое интересное, что даже истории Apple и Microsoft похожи. Обе компании были созданы друзьями детства, из которых один был гением техническим, эдаким «сумасшедшим профессором» из «Назад в будущее», мягким, чудаковатым и совершенно не умеющим заниматься бизнесом, а второй — молодой «акулой капитализма», прагматичным и жестким гением торговли, не слишком обремененным этикой. Для Apple это два Стива — Возняк и Джобс, для Microsoft — Пол Аллен и Билл Гейтс. Но самое главное — и те, и другие были истинными фанатами своего дела и искренне верили, что именно им дано изменить мир к лучшему (попутно положив в карман миллиардик-другой долларов). И это у них получилось!

Более того, обе фирмы действовали практически одинаковыми методами. Все, наверное, слышали миф о том, что идею графического интерфейса для Windows Билл Гейтс украл у Apple. Это неправда. Концепция графического интерфейса (уходящая корнями вообще в пятидесятые годы прошлого века), как и практически все основополагающие идеи, определяющие облик современных компьютеров, включая идею «мыши», были полноценно реализованы исследовательским центром Xerox в Пало-Альто (PARC) в начале семидесятых в экспериментальной модели компьютера Altо

Руководство Xerox считало Alto абсолютно бесперспективной разработкой. О, как они заблуждались! Джобс, приехавший на экскурсию в PARC в 1979 году, быстро понял, что перед ним технология, способная изменить мир и сделать компьютер действительно персональным. Переманив ведущих инженеров Alto в Apple, он дал им возможность максимально полно реализовать свои идеи — а что еще нужно творческим людям! В результате первый в мире компьютер с графическим интерфейсом запустила в промышленное производство именно Apple. Кстати, когда Джобс после выхода Windows 1.0 обвинил Гейтса в плагиате, Билл дал ему совершенно потрясающий ответ, который в оригинале звучал так:

 

«No, Steve, I think its more like we both have a rich neighbor named Xerox, and you broke in to steal the TV set, and you found out I'd been there first, and you said. "Hey that's no fair! I wanted to steal the TV set!"»

 

«Нет, Стив, мне кажется, что у нас обоих есть богатый соседушка по имени Ксерокс, и ты вломился к нему, чтобы украсть телевизор и вдруг обнаружил, что я сделал это раньше, а теперь кричишь: "Это нечестно! Я первый хотел украсть телевизор!"»

jobs

 

Компания Apple сохраняет лидерство в отрасли по показателю индекса потребительской удовлетворенности (79%). Этот мудреный индекс означает процент пользователей, удовлетворенных продуктами компании. Для компаний, производящих компьютеры, индекс потребительской удовлетворенности таков:

·       Apple - 79%

·       HP - 76%

·       Dell - 74%

·       Compaq (подразделение HP) - 73%

Новейшая разработка Apple - MacBookAir

 

 
air