Регистрация
Наши партнеры

Эффективное инвестирование на примере компании Facebook

«Facebook» — социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

«Facebook» ([ˈfeɪsˌbʊk]) — социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

Первоначально веб-сайт был назван thefacebook.com (позже изменён на современный вариант facebook) и открыт только для студентов Гарвардского Университета, затем доступ был расширен для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес с доменом .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт был открыт для всех пользователей в возрасте от 13 лет, имеющих электронную почту. По состоянию на 21 июля 2010 года Facebook насчитывает более 500 миллионов пользователей по всему миру. При этом количество уникальных посетителей сайта в апреле 2010 года составило 540 млн, а количество просмотров страниц — 570 млрд. Выручка Facebook за 2009 год по собственной оценке компании составила 700 млн долларов США.

История финансирования Facebook это отличный пример успешного венчурного инвестирования инновационной компании.

На первом этапе развития (seed (посевной)) финансирование осуществлялось с помощью бутстрэппинга, т.е. из собственных средств учредителей.

В 2004 году проект впервые получил поддержку инвесторов. Один из основателей PayPal Peter Thiel вложил в facebook.com 500 тысяч долларов, получив 7% акций. С этого момента компанию можно было начинать считать полноценным стартапом, с общей стоимостью, оцененной в $7 млн. В мае 2005 года, венчурная компания Accel Partners инвестировала в проект еще $13 млн.

 

В дальнейшем компания быстро преодолевает этап раннего роста, и в 2006 году facebook.com уже находится в десятке лидеров среди социальных сетей по количеству посетителей и получает вливания в размере $25 млн. от ряда венчуров (Graylock Partners, Accel Partners, Meritech Capital Partners, Peter Thiel). Итого, за три года объем венчурных инвестиций составил $38.5 млн. 

После этого компания планомерно расширяется, увеличивает свою стоимость и получает все новые инвестиции.

Стоимость проекта facebook.com и его суммарные доходы в дальнейшем составляют весьма внушительные цифры. В октябре 2007 года компания Microsoft покупает 1,6% акций Facebook за $240 млн. Соответственно, весь проект оценивается в $15 млрд. В декабре 2007 года глава азиатского телекоммуникационного конгломерата Hutchinson Whampoa Ли Ка-шинг также купил небольшой пакет акций facebook.com. По данным Dow Jones, Ли заплатил 60 млн долларов за пакет размером всего лишь 0,4%.

В настоящий момент рыночная стоимость компании оценивается в $50 млрд. долларов. Эта сумма рассчитана на основе продажи акций компании на бирже SecondMarket (специальная биржа для торговли акциями частных компаний, не участвующих в публичных торгах): было продано около 1,9 млн акций Facebook по цене в $20,76 за акцию.
Таким образом, с 2004года стоимость компании возросла в 7000 раз, или на $50 млрд.